Язык сайта :

Ua Ru En
logo
Динамика патриотических настроений

Динамика патриотических настроений

Дата публикации: 15.08.2014 Напечатать Полная версия

Согласно результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг», 86% опрошенных украинцев считают себя патриотами своей страны. При этом однозначно характеризуют себя как патриотов 50%, еще 36% – скорее да, чем нет. Только 6% не считают себя патриотами, 8% - не смогли определиться.

В течение последнего года количество людей, которые считают себя патриотами, увеличилось с 81 до 86%, а по сравнению с 2010 годом – с 76 до 86%. Вместе с тем, более чем вдвое уменьшилось количество тех, кто не считает себя патриотами (с 15% в 2010 году против 6% в 2014).

Большими патриотами себя считают жители Запада, Севера и Центра, люди с высшим уровнем доходов и более высоким уровнем образования, а также респонденты, которые считаю родным языком украинский.

В общем 76% опрошенных поддержали бы провозглашение Независимости Украины, если бы сегодня перед ними предстал такой выбор. Одновременно 12% не поддержали бы, еще 12% – не определились. За последний год произошел значительный рост сторонников провозглашения Независимости (с 61% до 76%) при одновременном уменьшении почти вдвое ее противников.

Независимость Украины поддерживает подавляющее большинство всех регионов страны, кроме Донбасса: здесь количество как сторонников, так и противников Независимости одинаково – по 34%, при этом почти треть (31%) не смогли определиться с ответом.

Чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают независимость Украины. Также выше поддержка Независимости среди респондентов с высоким уровнем образования и большими доходами. Более 90% опрошенных, которые считают родным языком украинский, проголосовали бы за Независимость. Среди тех, кто  родными считает два языка – русский и украинский – таких более 70%. 45% тех, кто считает родным языком русский, поддержали бы сегодня Независимость Украины и только 30% - проголосовали бы против.

Важно также то, что чем выше уровень патриотизма среди респондентов, тем больше они поддерживают провозглашение Независимости Украины.

В региональном разрезе динамика готовности проголосовать за независимость Украины является положительной: во всех регионах значительно увеличился уровень поддержки Независимости, в т.ч. на Юге наблюдается рост с 48 до 64%, на Востоке – с 44 до 70%. Как и год назад, на Донбассе Независимость Украины поддерживают около трети жителей, при этом количество противников сократилось с 57 до 34% и возросло количество тех, кто не определился (с 11 до 31%).

Абсолютное большинство опрошенных (64%) ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?" – гражданин Украины. Вдвое меньше охарактеризовали себя как жителей своего региона, города, села (30%). Свою национальность назвали бы 21%, а 17% просто сказали бы «Человек». «Европейцами» себя считают 8%, столько же – назвали бы свою семейную роль. По 4% опрошенных характеризуют себя как «советского человека» и «гражданина мира». Назвали бы свою профессию или религиозные убеждения по 3% респондентов.

Интересно, что за последние 4 года выросло отождествление себя с гражданами Украины и «европейцами». С другой стороны, все меньше опрошенных украинцев на вопрос «Кто я такой?" ответили бы «просто Человек», «советский человек», меньше характеризуют себя через свою семейную роль.

«Гражданин Украины» как идентификатор доминирует во всех регионах Украины, кроме Донбасса, где основным идентификатором остается «житель своего региона, города, села».

Чем моложе респонденты, чем выше их уровень образования, тем больше они себя идентифицируют как граждан Украины. Если жители сел чаще на вопрос «Кто я такой?" ответили бы сами себе «гражданин Украины», назвали бы свою национальность, то жители городов – «житель своего региона, города», или просто сказали бы «Человек».

«Европейцами» себя считают более всего на Западе страны, вообще не относят себя к ним – на Донбассе. Отождествляет себя с «европейцами» большей степени молодежь и люди с высшим образованием.

Назвали бы свою семейную роль в большей степени жители Центрального региона и люди с низким уровнем образования. Ассоциация с «советским человеком» присуща более жителям Донбасса и Востока страны, людям старшего возраста и с низким уровнем образования.

Предметом гордости за свою страну, свой народ, прежде всего, считают место, где  родились и выросли (35%); землю, территорию, на которой живут (35%); свое государство (29%); великих людей своей национальности (28%).

Трудолюбие, умение хозяйничать отмечают 26%, язык своего народа – 23%, свое прошлое, историю – 22%, душевные качества своего народа – 21%, песни, праздники, обычаи – 19%.

Несколько меньше вызывают гордость флаг, герб, гимн (14%), родная природа (14%) и вера, религия народа (14%), могилы предков и память о них (12%), наши литература, искусство (8%), победы спортсменов нашей страны (6%), военная мощь государства (2%).

Важно, что в последние годы произошли изменения в понимании того, что является предметом гордости за свою страну и народ. В частности, украинцы начали чувствовать больше гордости за свою землю, территорию, на которой живут; свое государство; язык своего народа; флаг, герб, гимн. Зато меньше отмечают как предмет гордости родную природу; песни, праздники, обычаи; победы спортсменов нашей страны.

Мужчин в большей степени восхищает земля, территория, на которой живут; государство и победы спортсменов своей страны. Для женщин более важными предметами гордости за страну являются трудолюбие народа, умение хозяйничать; песни, праздники, обычаи; литература и искусство.

Люди с высшим уровнем образования чаще отмечают как предмет гордости государство, в котором живут; душевные качества народа и литературу, искусство. С уменьшением уровня образования более важны прошлое, история; песни, праздники, обычаи; вера, религия народа; могилы предков и память о них.

Если жители городов чаще среди предметов гордости за страну называли душевные качества народа; песни, праздники, обычаи; родную природу; литературу и искусство. То жители сел – государство, в котором живут; язык своего народа; трудолюбие, умение хозяйничать; флаг, герб, гимн; веру, религию своего народа.

Аудитория: население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 2,2%. Сроки проведения исследования: 10-18 июля 2014

Смотреть
презентацию

Вы можете посмотеть презентацию
on-line или скачть ее полную версию
себе на компьютер

Скачать полную версию

Другие исследования: