Язык сайта :

Ua Ru En
logo
Оценки избирательного процесса: намерения и мотивы голосования, доверие и симпатии

Оценки избирательного процесса: намерения и мотивы голосования, доверие и симпатии

Дата публикации: 11.03.2019 Напечатать Полная версия
По результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в начале марта 2019 года, почти две трети опрошенных заявили, что всегда участвуют в выборах, еще 22% сказали, что почти всегда голосуют. 4% респондентов отметили, что будут голосовать впервые. Лишь 10% сказали, что почти никогда или вообще никогда не голосуют. Больше последних среди молодых респондентов и жителей Киева.
 
83% опрошенных в той или иной степени декларируют свою готовность принять участие в выборах Президента 31 марта 2019. Среди сторонников всех рейтинговых кандидатов готовность проголосовать выражают около 80% опрошенных. Более низкий уровень мобилизации наблюдается среди молодых возрастных групп (18-25 и 26-35 лет) и в Киеве.
 
При этом, оценивая по 10-ти балльной шкале вероятность своего участия в голосовании 31 марта 2019, только две трети выразили высокий уровень уверенности в том, что они придут на выборы. Относительно меньше таких респондентов среди младшей возрастной группы 18-25 лет (46%) и тех, кто еще колеблется с выбором (64%). Среди тех, кто всегда голосует на выборах, таких более 80%. В то же время, среди тех, кто заявил, что почти всегда участвует в голосовании - 42%, а среди тех, кто будет голосовать впервые, - 55%.
 
82% отметили, что точно знают, где находится их избирательный участок. Более низкий уровень осведомленности о месте голосования наблюдается среди младших опрошенных, жителей Киева и Донбасса, тех, кто будет голосовать впервые или же голосует на выборах очень редко.
 
При этом только 18% опрошенных уже проверяли наличие своей фамилии в списке избирателей.
 
44% опрошенных заявили, что обычно голосуют утром - с 8 до 12:00. 22% - преимущественно голосуют с 12 до 15 часов, 10% - с 15 до 18 часов и только 5% - после 18 часов. В утренние часы любят идти голосовать преимущественно старшие избиратели, зато молодежь предпочитает обеденный и послеобеденный период. В региональном разрезе относительно больше тех, кто голосует утром среди жителей южных и центральных регионов, а также Донбасса, тогда как на Галичине относительно больше тех, кто голосует между 12 и 15 часами. Среди тех, кто обычно голосует на выборах, большинство делает это утром и больше таких среди избирателей Ю.Тимошенко, Ю.Бойко и О. Ляшко.
 
Только треть опрошенных выразили готовность простоять в очереди на участке более одного часа. В то же время, треть готовы ждать в очереди до получаса, еще каждый пятый - до часа. Наиболее «устойчивый» избиратель - на Востоке, Севере и на Галичине, среди старших опрошенных, избирателей А.Вилкула и Ю.Бойко. Зато сторонники В.Зеленского, О. Ляшко и те, кто не определились, выразили наименьшую готовность долго стоять в очереди, чтобы отдать свой голос.
 
74% опрошенных отметили, что готовы пожертвовать отдыхом ради того, чтобы проголосовать на выборах, одновременно 16% - противоположного мнения и быстрее проведут время со своими друзьями и не пойдут на выборы, если придется выбирать что-то одно. Больше последних среди молодых респондентов (18-25 лет - 34%, 26-35 лет - 23%), тех, кто будет голосовать впервые (30%) и редко участвует в выборах (45%).
 
Среди субъектов избирательного процесса самым высоким уровнем доверия пользуются международные наблюдатели (71%). Наблюдателям от общественных организаций, правоохранителям, которые обеспечивают порядок на участках, работникам участковых избирательных комиссий, социологам, которые проводят экзит-полы доверяют почти две трети. Наблюдателям от кандидатов - 58%, Центральной избирательной комиссии - только 49% (не доверяют - 38%).
 
Среди кандидатов в президенты относительно высоким уровнем доверия пользуется Владимир Зеленский (43%). Также высокий уровень доверия имеют Юлия Тимошенко (28%), Анатолий Гриценко (26%) и Петр Порошенко (24%). Олегу Ляшко доверяют 19% опрошенных, Юрию Бойко - 18%, Андрею Садовому - 17%, Святославу Вакарчуку - 16%, Александру Шевченко - 13%, Игорю Смешко - 13%, Александру Вилкулу - 12%, Евгению Мураеву - 10%.
 
При этом, самый высокий уровень недоверия имеют Петр Порошенко (69%) и Олег Ляшко (71%).
 
Лидером президентского рейтинга является В.Зеленский, которого поддерживают 24,7% тех, кто определился и намерен голосовать. Вторую позицию занимает Ю.Тимошенко (18,3%), третью - П.Порошенко (16,8%). За А. Гриценко готовы отдать свои голоса 10,3%, Ю.Бойко - 9,9%, О.Ляшко - 5,7%, И.Смешко - 3,3%, А. Вилкула и Е. Мураева - по 2,7%.
 
За последнюю неделю укрепили свои позиции А.Гриценко и Ю.Тимошенко.
 
Почти четверть не определились с выбором кандидата. Важно, что больше всего таких среди беднейших избирателей, опрошенных, которые обычно активно голосуют на выборах, респондентов старшего и среднего возраста, больше среди женщин в Центре и на Западе страны.
 
В.Зеленский имеет прочные электоральные позиции в юго-восточных областях. В Киеве и Центре он конкурирует с Ю.Тимошенко и П.Порошенко. Последний имеет прочные позиции на Галичине и на Западе. Лидер Батькивщины - в центрально-западных регионах и Севере страны. Самый высокий уровень поддержки А.Гриценко - на Галичине, Ю.Бойко - в юго-восточных областях и особенно на Донбассе.
 
В.Зеленский лидер симпатий среди респондентов, которые будут голосовать впервые (это почти каждый десятый избиратель кандидата), а также среди респондентов, которые не часто голосуют на выборах. Тогда как среди респондентов, которые всегда голосуют, он делит первенство с Ю.Тимошенко и П.Порошенко, также в этой категории имеют относительно лучшие позиции А.Гриценко и Ю.Бойко.
 
22% опрошенных считают, что следующим президентом будет П.Порошенко. В победу Ю.Тимошенко верят 20%, В.Зеленского - 18%. Положительную динамику по этому показателю имеют В.Зеленский и Ю.Тимошенко. В то же время, за неделю несколько пошатнулись показатели П.Порошенко.
 
50% опрошенных отметили, что руководствуются в своем выборе верой в то, что кандидат, которого они поддерживают, может принести изменения в стране. Треть выбирает своего фаворита из-за наличия у него реальной программы развития страны, четверть – из-за веры в то, что кандидат поведет страну в правильном направлении, или же наличием у него опыта государственного управления. Каждый пятый голосует потому, что кандидат выступает против существующей системы.
 
Мотив ожидания изменений и протеста против системы больше акцентирован у сторонников Зеленского. Зато программа развития страны, наличие сильной команды и лидерские качества больше всего вдохновляют избирателей Тимошенко и Порошенко. Избиратели последнего также чаще всего отмечали, что выбирают своего фаворита из-за наличия у него опыта государственного управления, аналогичный мотив присутствует среди сторонников Тимошенко, Гриценко и Смешко.
 
Почти каждый десятый сторонник Тимошенко, Порошенко и Зеленского выбирает своего кандидата из-за высоких шансов на победу. По меньшей мере каждый десятый сторонник Зеленского и Ляшко выбирает кандидата, потому что другие еще хуже. Также избирателей Зеленского, Ляшко и Мураева мотивируют личные симпатии к кандидату.
 
Почти три четверти опрошенных считают, что главным мотивом голосования за т.н. «новые лица» является ожидание перемен в стране, 18% убеждены, что этот феномен вызван желанием мести т.н. «старым политикам» за то, что они сделали со страной. Последнее утверждение имеет относительно большую поддержку среди сторонников П.Порошенко, А.Гриценко и Ю.Тимошенко.
 
Интересно, что почти каждый пятый опрошенный хотел бы чтобы Святослав Вакарчук таки принял участие в президентских выборах. Больше всего таких среди избирателей Западной Украины и Киева, среди сторонников Гриценко, Зеленского и Порошенко.
 
 
Аудитория: население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения. Выборочная совокупность: 5000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 1,5%. Сроки проведения исследования: 1-7 марта 2019
 

Смотреть
презентацию

Вы можете посмотеть презентацию
on-line или скачть ее полную версию
себе на компьютер

Скачать полную версию

Другие исследования: