Язык сайта :

Ua Ru En
logo
Четырнадцатый общенациональный опрос: Психологические маркеры войны (18-19 июня 2022)

Четырнадцатый общенациональный опрос: Психологические маркеры войны (18-19 июня 2022)

Дата публикации: 29.06.2022 Напечатать Полная версия

В рамках четырнадцатой волны проекта "Украина в условиях войны" Cоциологической группой Рейтинг было проведено очередное исследование психологических маркеров: уровней жизнестойкости, психологического истощения и приемлемость развлечений во время войны.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН
• Практически неизменным остается количество респондентов, вынужденных покинуть место постоянного проживания с 24 февраля 2022 года. В отличие от предыдущих замеров растет количество внутренне перемещенных лиц из восточных и южных регионов, уменьшается – из центральных.
 
• 87% опрошенных намерены вернуться домой: 15% – в ближайшее время, 24% – хотят вернуться, но еще подождут, 48% – вернутся, но после окончания войны. 8% отметили, что уже не вернутся домой. По сравнению с апрелем т.г. уменьшается количество тех, кто планирует возвращаться немедленно, растет количество тех, кто вернется после войны, или вообще не вернется.
 
• Продолжается постепенное возвращение граждан в места работы. Сегодня 38% работавших до войны вернулись на свои рабочие места в обычном режиме, 18% – работают дистанционно, 7% – нашли новое место работы. Несмотря на это, треть таких опрошенных до сих пор не работают. Больше всего среди самых молодых и старших опрошенных, женщин, жителей востока и юга страны. В динамике лучшая ситуация с возвращением на работу – среди жителей центра и мероприятия, самая плохая – жителей востока.
 
 
УРОВЕН ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
• Украинцы на четвертом месяце войны демонстрируют хороший уровень жизнестойкости (3.8 из 5). Составляющие этого показателя: психологическая устойчивость (3.9) и поддержка физического здоровья (3.7) – не претерпели существенных изменений, хотя и несколько снизились по сравнению с апрелем.
 
• Относительно высокий показатель психологической устойчивости обеспечивается в первую очередь интересом к происходящему вокруг (4.4), нормальным питанием (4.2), планами на будущее (4.2), уверенностью в своих решениях (4.0) и отсутствием сожаления о прошлом (4.0).
 
• Больше сегодня украинцы страдают от усталости (только 36% ее не чувствуют) и недостатка полноценного сна (только 44% имеют полноценный сон). Такие реакции организма естественны для стресса. Несмотря на это, другие эмоциональные и моральные показатели граждан в лучшем состоянии.
 
• Женщины имеют более низкий уровень жизнестойкости, чем мужчины. С возрастом жизнестойкость также снижается. Наличие работы положительно влияет на жизнестойкость: те, кто работает полноценно или частично чувствуют себя лучше, чем неработающие.
 
• Чем больше человек считает, что нужно жить полноценной жизнью, тем выше уровень жизнестойкости. Более высокий уровень жизнестойкости имеют те, кто имеет родственников, которые сегодня воюют. Возможно, это объясняется повышенным чувством ответственности и переживаний близких, которые находятся в потенциальной опасности.
 
• В региональном разрезе наихудшая ситуация с жизнестойкостью у жителей востока страны, где сегодня основная линия фронта, больше всего разрушений и смертей.
 
• Во всех категориях опрошенных психологическая жизнестойкость (3.9) выше показателей физического состояния (3.7). Война физически истощила больше, а психологическая выносливость пока лучше.
 
• Динамика индекса жизнестойкости несколько ухудшилась за последние 2 месяца. Динамика индекса жизнестойкости несколько ухудшилась с апреля (с 3,9 до 3,8). Однако у украинцев все еще хватает физических и моральных сил жить во время войны, работать, помогать, воевать. Благоприятным в этом летний период: длина дня и солнечная активность обычно положительно влияют на настроение и самочувствие. Больше негативных изменений произошло с интересом к жизни вокруг и питанием, проблемами с планами на будущее, сожалением о прошлом.
 
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЩЕНИЯ
• Динамика исследования эмоциональных состояний за период с марта 2020 по июнь 2022 г. показывает, что изменения в повседневной оценке собственного эмоционального напряжения незначительны. Пик напряжения наблюдался в начале апреля 2022 (3.5). Но на июнь 2022 года наблюдается постепенное возвращение к показателям «мирного» времени (2.9). Вероятно, это эмоциональная адаптация к войне, которая может быть связана как с резервами психики человека, так и с внешними обстоятельствами, которые для большинства граждан относительно стабилизировались или хотя бы стали понятными и определенными.
 
• В спокойном и очень спокойном состоянии находятся 24% украинцев. В напряженном и очень напряженном – 39%. Напряженность возрастает с возрастом. Также она чаще присуща женщинам (вероятно из-за более высокой чувствительности и необходимости заботиться не только о себе, а о детях) и лицам, которые считают, что во время войны нужно себя ограничивать – такое требование значительно повышает стресс.
 
• Индекс психологического истощения все еще достаточно умерен (2.0). В динамике с апреля по июнь 2022 года он не изменился, кроме в показателе доверия к людям (снизилась). Увеличилось число тех, кто считает, что людям нельзя доверять, и думает о том, что со мной может произойти что-то плохое. Последнее связано с новостями о разрушениях и погибших, и с осознанием, что мало осталось тех, кого это хотя бы косвенно не коснулось.
 
• Индекс психологического истощения в основном «обеспечен» печальным настроением (2.7) и недоверием к людям (2.6). Однако украинцы все еще могут положиться на себя (1.6) и не чувствуют себя «мертвыми» внутри (1.4).
 
• Наиболее истощенными чувствуют себя женщины, жители востока страны, неработающие или на пенсии, изменившие свое место жительства, а также склонные к самоограничению.
 
 
ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ВОЙНЕ
• Результаты анализа позволили выделить две группы населения по степени адаптации к условиям войны. «Адаптированные»: обладают высокой жизнестойкостью, не ограничивают себя в удовольствиях, имеют низкое эмоциональное напряжение и психологическое истощение, используют более адаптивные стратегии для преодоления стрессовых состояний. «Не адаптированы»: переживают значительное эмоциональное напряжение, склонны ограничивать себя в развлечениях и удовольствиях, имеют психологическое истощение и низкую жизнестойкость. Стратегии преодоления стресса здесь не малоэффективны и часто приводят к угнетению психологического состояния и истощения.
 
ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
• Война вызывает большое количество чувств и мыслей, которые часто противоположны и противоречивы, многое больше не имеет оттенков, а становится черно-белым, приобретает однозначность и категоричность. Человек сталкивается с высоким уровнем стресса, переживает «вину уцелевшего», «свидетельскую травму» и другие состояния, связанные с войной. Одним из последствий таких состояний является изменение привычного поведения и приоритетов. Растет самообвинение, ограничение себя в удовольствиях, возможности радоваться жизни или даже вести обычную «мирную жизнь».
 
• Сегодня 59% считают необходимым существенно ограничивать себя в развлечениях и покупках, 36% считают, что нужно пытаться жить полноценной жизнью.
 
• Молодежь до 35 лет менее подвержена самоограничению (только 46% это поддерживают). Также меньше ограничивают себя люди, полноценно (55%) или частично работающие (58%), вероятно считая, что их фронт – экономический (уплата налогов, помощь армии).
 
• В целом, существенных гендерных различий в самоограничении не найдено. Однако молодые женщины до 35 лет чаще склонны пытаться жить полноценной жизнью (54%), в отличие от своих сверстников-мужчин (44%). Одной из важных причин такого отличия является социальная приемлемость такого поведения для женщин. У мужчин во время войны, по мнению большинства, – другие роли.
 
• Наиболее приемлемо ходить в спортзал (84%); посещать салоны красоты (67%), праздновать свой день рождения (62%). Менее приемлемы досуг на природе (жарить шашлыки) – 42%, ходить в рестораны и кафе (37%) и покупать дорогие продукты, одежду (36%). Следовательно, спорт как признак здорового образа жизни и поддержания себя в хорошей физической форме и уход за собой является положительным поведением, разрешенным во время войны. Другие позиции вероятно считаются избыточными, без которых можно обойтись. Особенно это касается дорогих продуктов и одежды, которые не являются тем, что нужно в первую очередь, тем более на фоне того, что оккупированные регионы или поврежденные города страдают от нехватки элементарных продуктов, чистой воды, лекарств и т.д. поэтому это вызывает больше вины и считается избытком.
 
• Больше всего запретам подвержена старшая возрастная группа (51+), особенно в отношении покупки дорогих продуктов, одежды и посещений ресторанов и кафе. Менее всего возрастные отличия касаются спорта и салонов красоты. Следовательно, образцы поведения, которые вызывают осуждение и самоограничение, в основном представлены в старшей возрастной группе. Меньше всего – у молодежи до 35 лет, которые пытаются жить мирной жизнью и меньше себя ограничивать.
 
• Женщины, в отличие от мужчин, также менее благосклонно относятся к «поведению мирной жизни» за исключением посещений салонов красоты, где нет гендерных отличий. Достоверно приверженность салонам красоты женщинами считается не избытком, а необходимостью, а мужчины благосклонно относятся к салонам красоты, потому что это больше женское и поэтому разрешено женщинам, к которым в военное время другие требования, чем к мужчинам.
 
• Что касается макрорегиональных отличий: жители запада чаще считают неприемлемым празднование собственного дня рождения и покупку дорогих продуктов и одежды.
 
• Те, кто считают, что нужно себя ограничивать во время войны, гораздо больше считают неприемлемым разные активности, за исключением посещения спортзала, чем те, кто считают, что нужно жить полноценной жизнью.
 
• Также несколько меньше склонны себя ограничивать у тех, кто имеет воюющих родственников. Возможно, это связано с тем, что они меньше чувствуют вину, поскольку кто-то из близких уже «оплачивает» их мирную жизнь.
 
Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики Украины. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 1200 респондентов. Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviews – телефонные интервью с использованием компьютера). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2,8%. Сроки проведения: 18-19 июня 2022 г.

Смотреть
презентацию

Вы можете посмотеть презентацию
on-line или скачть ее полную версию
себе на компьютер

Скачать полную версию

Другие исследования: