• По результатам итогового годового онлайн-опроса Социологической группы «Рейтинг» треть украинцев смогли реализовать в 2021 году все или большинство своих планов. Еще половине удалось частично реализовать планы, и только 13% сказали, что им ничего не удалось.
Также украинцы оценили успеваемость в этом году: для каждого третьего год был успешным, для половины посредственным, и только для каждого десятого – совсем не успешный.
• Почти 40% украинцев говорят, что удовлетворены своей жизнью, еще 30% – скорее удовлетворены, около 20% – не очень удовлетворены и 11% – недовольны совсем. Несколько чаще о том, что они удовлетворены жизнью, говорили младшие опрошенные и мужчины. Также чем выше опрошенные оценивают свой доход, тем успешнее на их взгляд был их год.
В то же время более 40% опрошенных в этом году часто испытывали стресс. Еще 29% – иногда были в стрессе, 22% – редко или очень редко и всего 7% – никогда. Чаще об ощущениях стресса говорили люди с более низкими доходами и женщины.
• Интересно, что в 2021 году украинцы чувствовали любовь к другим заметно чаще, чем любовь к себе. Относительно часто чувствовали радость, печаль и гнев. Еще реже – удивление, а реже всего – страх.
В целом чем чаще люди испытывали эмоции радости и любви, тем более успешным они оценивают свой год, довольны своей жизнью и меньше переживали стресс.
Как оказалось, женщины заметно более эмоциональны, а потому они испытывали все эмоции чаще, чем мужчины. Молодежь также более эмоциональна.
Эмоции радости и любви к себе больше коррелируются с удовольствием от жизни в целом. В то время как страх, печаль и гнев коррелируются со стрессами и низкими оценками успеваемости года.
• Самым популярным видом отдыха в этом году был просмотр фильмов и сериалов, а также приготовление любимых блюд. Также популярным видом досуга было чтение или прослушивание книг и посещение гостей.
• Около 40% относительно часто потребляли алкоголь (20% этого не делали). Треть занимались физическими тренировками, фитнесом (столько же не делали этого), йогой занимались лишь 4% и это наименее популярное хобби среди опрошенных. При этом четверть часто просматривали спортивные матчи или поединки, еще около 5% делали ставки на спорт.
• Около 40% опрошенных в этом году играли в разные игры, чаще всего в игры на телефоне, несколько меньше в компьютерные и настольные игры. Меньше 5% играли в боулинг или бильярд.
• Треть опрошенных относительно часто занимались шоппингом или ездили на природу и пикники. Около 30% в этом году часто или иногда ходили в кафе, занимались фотографией, делали косметические процедуры. Четверть занимались рукоделием и духовными практиками. Треть относительно часто посещали церковь. Каждый десятый интересовался тренингами личного развития.
• Несмотря на карантин относительно часто в этом году, украинцы ходили и в рестораны – около 20%.
• За год каждый десятый был в туристических походах, путешествовал по Украине или уезжал за границу.
• 12-15% в этом году ходили за грибами или собирали ягоды, 11% – на рыбалку, 2% – на охоту.
• Около 20% занимались рисованием, 12% – ходили на танцы, пение/играли на инструментах.
• Значительно реже украинцы посещали концерты или фестивали, кинотеатры, ночные клубы – менее 10%. Посещали театр, музеи или выставки – около 5%.
• Чем выше доход респондентов, тем разнообразнее виды досуга и их частота. Молодежь чаще играет в игры, занимается спортом, ходит в кафе и рестораны. В то же время читают и ходят в церковь чаще старшие.
• В целом женщины активнее мужчин в этом году занимались кулинарией, делали косметические процедуры, занимались фото, рукоделием и творчеством в целом, а также шопингом. Также женщины относительно чаще смотрели фильмы, сериалы, занимались музыкой, духовными практиками, читали книги, ходили в церковь. В то же время мужчины чаще смотрели спортивные матчи и поединки, играли в компьютерные игры, рыбачили, ходили в туристические походы, делали ставки на спорт и потребляли алкоголь.
• Почти 60% опрошенных в этом году собирали урожай овощей, фруктов или закрутки. Даже среди самых молодых таких около половины. А среди живущих в частном доме таких абсолютное большинство (около 80%).
• Результаты опроса свидетельствуют, что активный досуг и хобби в течение года повышают положительные эмоции и ощущение успеваемости года. Особенно это развлечения, которые были менее доступны в прошлом году из-за пандемии: концерты, дискотеки, путешествия за границу.
• На эмоцию любви к себе наиболее положительно влияют такие хобби как фотография, косметические процедуры, танцы и музыка, посещение кинотеатров, а любовь к другим – концерты и путешествия по Украине. В то же время игры (компьютерные или на телефоне), алкоголь, просмотр сериалов или спортивных событий меньше коррелируют как с чувством любви к себе, так и к другим.
• Интересно, что досуг «на выезд» больше влияет на удовлетворенность жизнью и радость, чем такие же активности дома: например, поход в кино больше приносит радости, чем просто фильмы и сериалы; рестораны, кафе и шашлыки больше радуют, чем кулинария; занятие спортом – больше чем просмотр матчей.
• Домашние творческие хобби, например, рисование, рукоделие, книги, приносят больше положительных эмоций, чем компьютерные/ мобильные игры, фильмы, сериалы, которые в целом меньше всего доставляют удовольствие, чувство успеваемости или любви.
• Из всех активностей посещение церкви меньше всего приносило опрошенным радости в этом году, и заметно меньше, чем тем, кто занимался просто духовными практиками.
• Скорее негативное влияние на положительные эмоции оказывает алкоголь: те, кто часто потребляли алкоголь, больше испытывали в этом году гнев и страх и меньше всего – любовь к другим. Чем чаще люди ходили в гости в этом году, тем больше они испытывали положительные эмоции.
• Интересно, что если сбор урожая (грибы, фрукты, картофель) положительно влияет на показатель успеваемости и удовлетворенности, то вот традиция делать консервацию наоборот – люди, делавшие это в этом году, довольны своей жизнью заметно меньше. И если к сбору урожая молодежь привлечена активно, то делают консервацию преимущественно старшие.
• В целом же те, кто занимался любыми активностями, имеют выше чувство успеваемости и положительности 2021 года. Поэтому и рыболов, и сбор грибов и духовные практики, тренинги развития, шопинг, книги и походы также приносили в этом году преимущественно положительные эмоции людям.
Аудитория: население Украины старше 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 1600 респондентов. Интернет-опрос методом Computer-Assisted Self Interviewing (CASI) проведен на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров. Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2,4%. Сроки проведения: 4-7 декабря 2021