Опрос проведен в рамках проекта Общественной организации "Центр содействия волонтерскому движению "Волонтер.Орг": "Оценка ущерба, нанесенного военными преступлениями РФ в Украине". Опрос и отчет подготовлены в рамках проекта «Срочная поддержка ЕС для гражданского общества», внедряемого ИСАР Еднання при финансовой поддержке Европейского Союза. Его содержание является исключительной ответственностью Общественной организации "Центр содействия волонтерскому движению Волонтер.Орг" и не обязательно отражает позицию Европейского Союза». Экспертная поддержка и консультации в ходе исследования предоставлялись представителями Коалиции «Украина. Пять утра».
• Согласно результатам, около четверти опрошенных отметили, что были вынуждены изменить свое место жительства в Украине за время полномасштабного вторжения россии в Украину. Больше всего среди тех, кто проживал в зоне боевых действий* – 64%, а также в Киеве – 42%. Треть тех, кто покидал дом, уже вернулись. Также 9% среди переселенцев планируют вернуться в ближайшее время, 15% - еще подождут. В то же время еще третья часть намерены вернуться, но только когда закончится война. Не планируют возвращаться вообще только 6%. В деоккупированные населенные пункты вернулись уже половина выезжавших оттуда во время войны.
• 32% опрошенных заявили, что понесли материальные потери в результате войны, 67% - не понесли. Более половины жителей территорий, где были или еще продолжаются боевые действия, понесли потери. Среди потерь чаще всего называли деньги – 36%, жилье – 23%, бытовую технику – 14%. Еще 7% говорили, что потеряли домашних животных, 6% – автомобиль, 5% – производство, 4% – коммерческую недвижимость.
• Каждый десятый опрошенный отметил, что его жилье либо разрушено (2%), либо повреждено (8%). Еще 5% не знают в каком состоянии их жилье сейчас. Для 85% ситуация с жильем не изменилась. Около трети тех, чей дом находится на деоккупированной территории или на территории боевых действий, отметили, что их жилье повреждено. Также каждый пятый из тех, у кого жилье до сих пор в зоне оккупации, не знают в каком оно состоянии.
• В трети поврежденных домов уже начались работы по восстановлению: 4% начали капитальный ремонт, 27% – частичный. Несмотря на это, 66% еще не приступили к никаким работам. Среди потерявших жилье 18% уже подали заявление о повреждении в Дию, 16% - в правоохранительные органы, 15% - в другие государственные институции, 67% - пока не подавали никуда заявления. 39% пострадавших считают, что их дома нужно восстанавливать как можно скорее, 59% - наоборот, думают, что следует сначала дождаться окончания войны.
• Большинство потерявших жилье (58%) планируют привлекать для восстановления в первую очередь свои собственные средства. 27% рассчитывают восстановить дом за государственные средства, 12% – за средства международных организаций, 9% – средства волонтеров, по 7% – за средства родственников или благотворительных фондов. Владельцы разрушенного жилья больше ожидают помощи от государства, а владельцы частично поврежденного жилья планируют справиться за счет собственных ресурсов. В общем, те, кто уже начал ремонт, преимущественно делают его за свой счет. В целом большую активность по восстановлению своего жилья проявляют жильцы, которые уже провернулись домой – большинство из них уже начали работы по восстановлению и подали заявление о повреждении.
• В настоящее время среди тех, кто имел работу до войны, работают 61%: полноценно – 36%, удаленно или частично – 19%, нашли новую работу – 6%. 37% потеряли работу и не работают сейчас. Больше всего потерявших работу среди жителей востока, женщин, беднейших, а также внутренне перемещенных лиц. За месяц показатели трудоустроенности в целом существенно не изменились, однако по сравнению с предыдущими опросы заметны положительные тенденции возвращения к работе в центральных и западных областях.
• Основным источником доходов у большинства опрошенных являются заработная плата (56%) и пенсия (31%). Доходы от частного бизнеса имели 8%, столько же получали социальную помощь. С начала войны только у 2% опрошенных уровень доходов увеличился, у 33% – не изменился. У двух третей опрошенных наблюдается ухудшение ситуации с доходами: у 18% - незначительно уменьшился доход, у 32% - значительно уменьшился, 14% потеряли практически все доходы. Наибольшие финансовые потери понесли жители юга и востока, а также лица среднего возраста. Половина отметили, что в случае полной потери доходов, их сбережений хватит еще на месяц, 19% – до 2-х месяцев, 12% – до 3-х месяцев, еще столько же – до полугода и больше.
• Среди тех, у кого источником доходов до войны был бизнес, только 12% отметили, что он и дальше работает полноценно. Почти половина указала, что предприятие работает, но с меньшими доходами. С другой стороны, 12% планируют закрывать свой бизнес, у 28% он уже не работает. 30% получателей дохода от бизнеса имели наемных работников. Из них почти 40% работодателей пришлось увольнять наемных работников, более 20% – уменьшать заработную плату.
• 35% опрошенных приходилось временно разделяться со своей семьей/партнером из-за войны: 12% – пришлось, но они уже воссоединились, 23% – пока живут отдельно. Больше всего таких среди жителей зоны боевых действий, молодежи, более обеспеченных, имеющих воюющих родственников. 52% отметили, что не разделялись из-за войны со своими близкими.
• Более половины опрошенных отметили ухудшение состояния собственного физического здоровья, более 60% - состояния психического здоровья. Ухудшение здоровья наблюдается среди жителей деоккупированных, прифронтовых, зон боевых действий, людей постарше, менее обеспеченных, тем кому пришлось разделиться с семьей и потерявших близких на войне.
• 47% отметили, что у них есть близкие родственники, которые служат на войне. Почти 20% сообщили, что у них есть среди близких родственников те, с которыми потеряли контакт и не знают, где они сейчас находятся. 5% - имеют среди близких погибших из-за войны войны, 3% - тех, кого принудительно депортировали в россию или на оккупированные территории востока или Крыма. 7% опрошенных отметили, что лично или их близкие родственники получили ранения, увечья из-за военных действий.
• 95% не обращались в правоохранительные органы за последние полгода по вопросам, вызванным вторжением россии.
• Более 90% считают, что россия должна компенсировать экономические и инфраструктурные потери Украины за время войны. При этом верят в это только треть опрошенных. Компенсации от стран Европы и международных организаций ожидают 14-15%, от США – 10%, от Украины – 9%. Верят в возможность реализации от этих стран более 70%.
• Самым эффективным механизмом военных преступлений россии считают специальные суды с участием национальных и иностранных судей (63%) и международные институты (23%). Суды Украины как таковой механизм видят всего 5%. Треть опрошенных готовы лично участвовать в судебных исках с целью требования компенсации за утраченное имущество/здоровье в судах и международных судах.
• Среди источников информации о войне в Украине больше всего доверяют ТВ-марафону (40%), рассказам очевидцев, знакомых (35%), каналам в мессенджерах (33%).
• Около 40% считают, что для восстановления инфраструктуры и экономики Украины хватит пяти лет. 25% считают, что на это нужно до десяти лет, 23% - более десяти лет. 4% считает, что восстановление займет менее года.
• Большинство украинцев готовы присоединиться к восстановлению страны: 42% готовы лично, 49% готовы, но не имеют возможности. Больше к восстановлению готовы присоединиться жители Киева, респонденты от 18 до 50 лет, мужчины, более обеспеченные.
* Для целей этого опроса используется несколько подходов к региональному распределению. В ответах, где речь идет об оценке ущерба, применяется нетипичное распределение, с учетом интенсивности боевых действий во время полномасштабного вторжения россии в Украину в 2022 году. Зона боевых действий (частично или полностью оккупированные области, в которых проходят активные военные действия): Донецкая, Запорожская, Луганская, Харьковская, Херсонская области. Прифронтовые (области вблизи зоны боевых действий, отдельные территории которых подвергаются постоянным обстрелам): Днепропетровская, Николаевская, Одесская. Деоккупированные (области, частично оккупированные до апреля 2022 года): Киевская, Сумская, Черниговская. Запад и Центр (области, которые совсем или почти не подверглись оккупации): Винницкая, Волынская, Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Кировоградская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Черкасская. Киев выделен в отдельную группу из-за близости к военным действиям до апреля 2022 года и высокого уровня внутренней миграции.
В других случаях применяется более традиционное деление на 5 макрорегионов: Запад, Центр, Юг, Восток и Киев.
Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviews – телефонные интервью с использованием компьютера). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2.2%. Сроки проведения: 15-19 сентября 2022.