• По данным исследования, проведенного Социологической группой Рейтинг, 16% опрошенных украинцев сменили место жительства с 24 февраля, 12% - уезжали, но уже вернулись домой. 72% не меняли свое местожительство. Половина выехавших планируют возвращаться домой только по окончании войны. 10% планируют возвращение в ближайшее время, 23% – еще пережидают, 11% – не планируют возвращаться домой. Среди жителей территорий, близких к боевым действиям (юго-восток) две трети сегодня проживают вне своих домов.
• Подавляющее большинство опрошенных (87%) не меняли место жительства в связи с обстрелами инфраструктуры, 8% - уехали и проживают вне дома по этой причине, 5% - уезжали и уже вернулись.
• Каждый десятый респондент имеет повреждение или разрушение жилья: 2% отметили, что их помещение разрушено и непригодно к жизни, 6% - имеют частичное повреждение, 2% - было разрушено, но уже восстановлено. В большинстве (86%) жилье не претерпело изменений. Среди жителей зоны боевых действий 9% отметили, что их дома разрушены, 20% – частично повреждены. На деоккупированных территориях разрушено жилье у 5% опрошенных, частично повреждено – у 14%, было повреждено, но уже отремонтировано – у 5%.
• Среди тех, у кого жилье разрушено или частично повреждено, 24% подали заявление о повреждении своего жилья в Дию, 12% - в правоохранительные органы, 8% - в государственные учреждения. Почти 70% – не подавали никаких заявлений.
• Среди тех, кто имел работу до войны, 40% работают в обычном режиме, 17% – удаленно или частично, 8% – нашли новую работу. 33% – сегодня не работают.
• Уровень доходов с начала войны у 6% респондентов увеличился, у 36% – почти не изменился, у 17% – незначительно уменьшился, у 30% – значительно уменьшился. 10% опрошенных лишились практически всех доходов. Хуже ситуация с доходами среди жителей юга и востока, людей среднего возраста, бедных и малообеспеченных, а также тех, кто потерял работу или работают частично.
• 46% отметили, что за время войны состояние их физического здоровья не изменилось, у 32% - скорее ухудшилось, у 21% - значительно ухудшилось. Чаще об ухудшении говорили жители территорий зоны боевых действий, старшие и бедные опрошенные, женщины, покинувшие свои дома, получившие ранения или потерявшие близких в результате войны.
• Почти каждый десятый опрошенный отметил, что лично или близкие родственники получили ранения, увечья из-за войны. Из них 66% зафиксировали факты ранения документально.
• У 17% среди близких родственников таких, с которыми потеряли контакт и не знают, где они сейчас находятся. 5% имеют среди близких погибших в результате войны. 3% - принудительно депортированных в россию или на оккупированные территории востока, Крыма.
• 96% опрошенных не обращались в правоохранительные органы за последние полгода по вопросам, вызванным вторжением россии. Основная причина этого – отсутствие прямого ущерба/повреждений/потерь или они были незначительными (90%).
• 95% опрошенных не обращались в общественные организации за последние полгода по вопросам, вызванным вторжением россии.
• Около трети опрошенных готовы лично участвовать в судебных тяжбах с целью требования компенсации за утраченное имущество/здоровье в судах Украины, международных или специальных судах с участием национальных и иностранных судей.
• По мнению 75% считают, что приоритетом во время правосудия по военным преступлениям должно быть справедливое наказание военных преступников, 21% - компенсация пострадавшим.
• О правовой помощи органов правосудия Украины жертвам военных преступлений знают только 6%, что-то слышали об этом – 35%. Почти 60% – ничего не знают. Больше узнать правовую помощь от органов правосудия хотят 60%, не хотят – 37%.
• Правоохранительную систему Украины в расследовании военных преступлений россии считают эффективным 65% опрошенных, 20% - противоположного мнения. Главными причинами неэффективности те, кто придерживается такой позиции, назвали коррупцию (59%), недоверие граждан к правоохранителям (29%), их непрофессионализм (24%) и длительное расследование дел (21%).
• Эффективность судебной системы Украины в расследовании военных преступлений оценили также: 60% считают ее эффективной, менее 20% - неэффективной. Среди главных причин неэффективности судебной системы те, кто так утверждают, назвали коррупцию (65%), недоверие граждан к судам (36%), длительное рассмотрение дел (21%) и непрофессионализм судей (15%).
• По мнению большинства (75%) суды по военным преступлениям в Украине следует начинать как можно скорее, 23% считают, что это нужно делать уже после окончания войны.
• Эффективным механизмом для суда за военные преступления россии считают специальные суды с участием национальных и иностранных судов (65%). 22% считают, что в этом случае будут эффективными международные институты, 7% – суды Украины.
• Абсолютное большинство (96%) поддерживают идею привлечения международных правовых организаций для документирования военных преступлений россии во время войны.
• По инициативе создания специального международного трибунала по преступлению агрессии против Украины осведомлены 15% опрошенных, что-то слышали об этом – почти 60%. Четверть ничего об этом не знают. 96% считают, что этот трибунал также должен рассматривать и другие военные преступления – преступления против человечности, геноцид. Вести расследования по делу о преступлении агрессии против Украины, по мнению 95% опрошенных, имеют как украинские, так и иностранные специалисты.
• Почти 90% поддерживают идею создания специальной судебной системы (вроде антикоррупционной) для совершения правосудия в отношении преступлений, совершенных во время войны россии против Украины.
• Для проведения судопроизводства на освобожденных от оккупации территориях Донбасса и Крыма 34% считают, что нужно создать специальные судебные органы для этих территорий, еще 22% – за создание таких специальных судов, но на временной основе. Почти 40% – за судопроизводство на освобожденных территориях в обычных судах Украины.
• Хорошо знают о Римском уставе Международного уголовного суда только 4% опрошенных, 30% – что-то слышали об этом. Более 60% – ничего не знают. Идею ратификации Украиной Римского устава Международного уголовного суда поддерживают около 80%, не поддерживают – 4%, не определились – 17%.
• Абсолютное большинство опрошенных считают политическую власть россии виновной в совершении военных преступлений против Украины (98%), военнослужащих россии считают виновными 96%. Граждан россии – 87%, не виновными – только 10%.
• В вопросе применения амнистии для разных категорий жителей оккупированных территорий, относительно которых были установлены факты коллаборации с врагом, относительное большинство считают возможной амнистию для учителей, врачей, социальных работников (68%), руководителей местных коммунальных учреждений (58%) и руководителей местных предприятий, банков, организаций (51%). Амнистию для журналистов местных СМИ допускают 38%, не допускают – 57%. Амнистию для членов местных политических партий и участников незаконных вооруженных формирований допускают более 20%, против этого – более 70%. Для чиновников местных органов власти и представителей силовых органов амнистию считают возможной менее 20%, около 80% - невозможной.
• Самосуд в случае военных преступлений против Украины считают оправданным почти 40%, имеют противоположное мнение – 55%.
• По мнению большинства, россия должна компенсировать экономические и инфраструктурные потери Украины (94%), а также моральный ущерб, жизни и здоровью граждан Украины (92%). О компенсации от международных организаций говорят 11% и 14% соответственно, Европы – 6% и 5%, США – по 2%, Украины – 2% и 5% соответственно.
• Меньше половины опрошенных верят, что россия будет компенсировать экономические и инфраструктурные потери. Приблизительно столько же не верят в это. В компенсацию морального вреда, жизни и здоровью гражданам Украины от россии верят менее 40%, не верят – около 60%.
Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики Украины. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 2000 респондентов . Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviews – телефонные интервью с использованием компьютера). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2,2% . Сроки проведения: 23-26 декабря 2022 г.
Проект реализуется ОО "Украинская правовая консультативная группа" в рамках проекта "Срочная поддержка ЕС для гражданского общества", внедряемого ІСАР Єднаня при финансовой поддержке Европейского Союза.