Опрос проведен по заказу проекта «Действуй для детей Украины» (Ukraine Children's Action Project).
• Согласно результатам опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» среди матерей украинских детей от 3 до 17 лет, по заказу проекта «Действуй для детей Украины» (Ukraine Children's Action Project), 42% детей учатся в школах/садочках онлайн , 29% – по смешанной форме (как онлайн, так и в помещениях заведений), 26% – постоянно посещают учебные и воспитательные заведения. Только 3% – на домашней форме обучения. Онлайн форма обучения наиболее распространена на прифронтовых территориях , онлайн и смешанная форма – на деоккупированных и среди жителей центра. В Киеве – более половины занимаются как онлайн, так и по смешанной форме, в то же время почти 40% посещают образовательные учреждения постоянно. В западных регионах – почти половина детей (47%) учатся офлайн , 40% – по смешанной форме, и только 10% – постоянно онлайн.
• Подавляющее большинство украинских детей учатся в школах или посещают дошкольные учреждения. Только 8% – не посещают. Главные причины, почему дети не ходят в образовательные учреждения, – закрытие школ/садов из-за войны (60%) и нежелание родителей отдавать детей в школу/сад по причинам опасности во время войны.
• Почти треть детей ежедневно (10%) или несколько раз в неделю (18%) пропускают занятия в школах/садах. 36% пропускали занятия несколько раз в месяц. 34% отметили, что почти не сталкивались с такой проблемой. Чаще всего пропускали занятия те, кто проживает на прифронтовых территориях, проживают вне дома, или учатся только онлайн. Главными причинами пропусков занятий, родители тех детей, которые их пропускали, определили воздушные тревоги (61%), отсутствие тепла, электроснабжение (49%), или болезнь ребенка (44%).
• Основным устройством, которое чаще всего используют дети для обучения онлайн, является смартфон. Также часто используют ноутбук, значительно реже – планшет или стационарный компьютер. При этом почти 40% тех, чьи дети пользуются смартфоном как основным устройством для обучения онлайн, говорят о том, что этого не хватает для полноценного обучения. Чаще матери детей, чьи дети учатся онлайн, или по смешанной форме считают, что для обучения еще нужен ноутбук (48%), или же планшет (23%).
• 83% детей, обучающихся онлайн или смешанной формой обучения, используют для этого ведущий тип соединения для выхода в интернет, 51% – используют мобильный тип соединения.
• Более половины опрошенных матерей детей, которые учатся в школах/садах, отметили, что объявление воздушной тревоги, отключение электроэнергии или отсутствие интернета были причинами пропусков занятий их детьми почти каждый день, или несколько дней в неделю.
• Почти каждый пятый респондент отметил значительное ухудшение успешности обучения ребенка и снижение качества учебного процесса. Чаще всего такие проблемы фиксировались среди жителей прифронтовых и деоккупированных территорий, матерей учеников младшей и средней школы, занимающихся онлайн или же по смешанной форме обучения.
• 14% опрошенных матерей отметили, что их ребенку приходилось изменить учебное заведение в результате войны. Абсолютное большинство таких детей (82%) меняли школу/сад только один раз, 15% - два раза, 2% - 3 раза. Абсолютное большинство родителей (86%), чьи дети сменили заведение, отмечают, что ребенок чувствует себя в нем хорошо. 11% считают, что ребенку плохо в новом учебном заведении. Относительно чаще других приходилось менять учебное заведение дошкольникам, внутренним переселенцам и выезжающим, но уже вернувшимся.
• Среди факторов, которые могут вызвать у детей травматические психологические состояния, матери чаще матери фиксировали страх перед громкими звуками (особенно это касается наименьших детей до 9 лет). Также относительно чаще фиксировали раздражительность и апатию, безразличие к обучению и прошлым увлечениям (более распространены эти проявления у детей среднего и старшего школьного возраста). Кроме того, относительно частой проблемой являются вспышки гнева, агрессии . всех детей ). Такие признаки тревожных состояний как страх перед будущим, проблемы со сном, кошмары, проблемы с памятью и концентрацией чаще фиксировались у детей постарше (16-17 лет), отражение травмирующих событий в играх и творчестве – среди самых молодых (3-9 лет).
• 60% детей были свидетелями или участниками тех или иных событий, связанных с войной. Чаще всего дети, по словам матерей, подвергались следующим травмирующим событиям: разлука с родными и близкими (28%), переезд в другой регион страны (25%), обстрелы и бомбардировки (24%), длительное пребывание в холодном помещении (17%). Переезжали за границу – 11%, находились в оккупации – 8%, были свидетелями смерти родных или близких – 6%, потеряли жилье – 5%, испытали голод и отсутствие воды – 5%.
• 19% опрошенных матерей детей проживают сегодня вне дома . 20% – уезжали из регионов проживания, но уже вернулись. 61% – не меняли место жительства.
• 20% опрошенных считают свое современное место жительства опасным. Больше всего таких проживают в деоккупированных , прифронтирующих регионах и в Киеве.
• 41% опрошенных матерей детей отметили, что среди их близких родственников (супруг, брат, сестра, дети, родители) есть те, кто служат на войне.
• 87% матерей отметили, что их дети не нуждаются в психологической поддержке или помощи, 13% – отметили, что нуждаются (чаще всего это дети внутренне перемещенных лиц и переезжающих, но уже вернувшихся, матери детей среднего и старшего школьного возраста). Только 5% матерей обращались за последние три месяца за психологической помощью для ребенка, 93% из них смогли его получить или через персональный визит к психологу (78%), консультацию онлайн (18%) или по телефону (7%).
• 92% матерей сказали, что сейчас их дети не нуждаются в медицинской помощи. 40% обращались за такой помощью за последние три месяца (чаще матери самых маленьких детей до 5 лет). 98% обращавшихся смогли получить такую помощь либо через личный визит (92%) либо через консультацию по телефону (14%).
• 94% матерей украинских детей однозначно или скорее верят в то, что Украина сможет отразить нападение России. Несмотря на то, почти 40% отметили, что за последний год их ощущение уверенности в будущем ухудшилось (чаще всего такие респонденты проживают в местах, которые считают опасными, есть ВПЛ или до недавнего времени не проживали дома).
• Среди форм помощи с начала войны респонденты чаще всего получали продукты питания (40%), денежные переводы или финансовую помощь (38%). Также относительно чаще получали непродовольственную помощь (одежда, предметы гигиены, одеяла и т.п.) (17%).
Аудитория: матери детей 3-17 лет во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Выборочная совокупность: 2000 респондентов. Метод опроса: CATI ( Computer Assisted Telephone Interviews – телефонные интервью с использованием компьютера). На основе случайной выборки мобильных телефонных номеров. Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 2.2%. Сроки проведения: 27 января – 1 февраля 2023 г.
* Для целей этого опроса используются нетипичный подход к региональному распределению, с учетом интенсивности боевых действий во время полномасштабного вторжения россии в Украину в 2022-23 гг. Прифронтовые территории (области вблизи зоны боевых действий, отдельные территории которых подвергаются постоянным обстрелам): Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Одесская). Деоккупированные (области, которые были частично оккупированы и уже освобождены): Киевская, Сумская, Харьковская, Черниговская). Запад и Центр (области, которые совсем или почти не подверглись оккупации): Винницкая, Волынская, Житомирская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Кировоградская, Львовская, Полтавская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая, Черкасская. Киев выделен в отдельную группу из-за близости к военным действиям до апреля 2022 года и высокого уровня внутренней миграции.