Язык сайта :

Ua Ru En
logo
Семнадцатый общенациональный опрос: Идентичность. Патриотизм. Ценности (17-18 августа 2022)

Семнадцатый общенациональный опрос: Идентичность. Патриотизм. Ценности (17-18 августа 2022)

Дата публикации: 23.08.2022 Напечатать Полная версия

Социологической группой "Рейтинг" в рамках Семнадцатого общенационального опроса в условиях войны проведено комплексное исследование различных маркеров патриотизма украинцев. Накануне Дня Независимости респондентам ставились вопросы о вере в победу, эмоций, которые сегодня испытывают граждане относительно страны и себя, оценки положения нашего государства в мире, гражданской и языковой идентичности, частоты потребления российского информационного контента, отношения к различным этническим группам. Отдельно исследовалась динамика изменений ценностей украинского общества (по сокращенной методике Шварца (Schwartz Shalom H.)).

Три четверти украинцев (74%) оценивают направление развития страны как правильное. Только 13% считают, что она двигается в неправильном направлении, столько же – затруднились ответить. После незначительного падения в мае, показатели стабилизировались.
 
Абсолютное большинство (93%) уверены, что Украина сможет отразить нападение России. Около 60% отметили, что для победы в войне необходимо более длительное время: 20% считают, что необходимо больше года, 40% - полгода-год. В то же время почти четверть оценивают необходимое для победы время до нескольких месяцев.
 
Главная эмоция, которую испытывают респонденты, думая об Украине – гордость (75%). Среди других – грусть (29%) и радость (26%). Около 10% испытывают интерес или страх. Думая о себе, эмоции разделились в равной степени: гордость (34%), печаль (31%), заинтересованность (29%), радость (23%). За последний год в два раза возросла гордость и радость за страну. На индивидуальном уровне также выросли показатели гордости, прирост при этом по сумме и страху. При этом страх и печаль по отношению к себе более выражены, чем по отношению к стране. Аналогично с гордостью. А вот с заинтересованностью наоборот – к себе чувствуют гораздо чаще, чем по отношению к стране. Грусть за страну относительно чаще чувствуют жители юга и женщины. Страх – женщины и более бедные категории населения. На индивидуальном уровне страх чаще ощущают жители востока, женщины и беднее. Радость чаще испытывают младшие.
 
Если бы сегодня стоял выбор поддержать провозглашение Независимости Украины, то абсолютное большинство (86% однозначно и 11% скорее) сделали это. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос с 80 до 97% по сравнению с 2012 годом – с 62 до 97%. 
 
По 7-балльной шкале, где 7 – самая высокая ступень, а 1 – самая низкая, большинство опрошенных оценили положение Украины выше среднего – 4,6 балла, что в 1,5 раза превышает прошлогодний показатель (3,0).
 
Будущее страны через 10 лет оценили в 6,4 из 7 баллов, что также значительно превышает замер прошлого года (4,5). При этом две трети опрошенных оценили будущие перспективы Украины на самом высоком уровне.
 
Большинство украинцев видят свою страну в будущем свободной, независимой и богатой.
 
Так, респондентам было предложено назвать три слова (открытый вопрос), которым они видят будущую Украину. Первым словом чаще всего была «свободна». Также среди первых слов часто звучали «сильная», «цветущая», «процветающая», «мирная», «счастливая». Вторым признаком для характеристики будущего Украины опрошенные чаще всего использовали «независимая». Третьим признаком – «богатая». Также использовали такие характеристики как «европейская», «развитая», «единая».
 
Анализ по возрастным группам показал: если молодежь чаще других возрастных категорий видит будущую Украину как свободную, независимую и сильную, средний возраст – мирную, процветающую и успешную, а старшие – богатую, цветущую и счастливую. По статье тоже есть разницы: мужчины чаще видят будущую Украину свободной, независимой, сильной, прогрессивной, демократической, европейской без коррупции. В то время как женщины – богатой, цветущей, мирной, счастливой и непобедимой.
 
Абсолютное большинство опрошенных идентифицирует себя как граждане Украины (94%). Почти столько же – жителями своего региона. Половина идентифицируют себя европейцами (около 30% – нет). «Советским человеком» отождествляют себя почти 10%, а более 80% - нет.
 
Что касается гражданской идентичности, то не фиксируется ощутимых различий в региональном и возрастном разрезе. Кроме того, европейцами себя чаще считают молодежь, а «советским человеком» – старшие.
 
Продолжает расти количество тех, кто чаще разговаривает по-украински дома. Так, сегодня 51% отметили, что разговаривают дома на украинском (в апреле 2022 – 48%), треть – на двух языках, 13% – на русском. Более половины жителей юга и востока двуязычны, около четверти - русскоязычные. Использование на русском языке в быту уменьшилось примерно вдвое.
 
76% указали украинский язык как родной, 19% – русский. При этом 30% русскоязычных считают своим родным украинский.
 
86% считают, что украинский язык должен быть единственным государственным языком. 10% поддерживают статус русского как официального в отдельных регионах, только 3% за русский как второй государственный язык в Украине.
 
Более половины опрошенных до войны постоянно общались на украинском языке, четверть – иногда, каждый пятый – редко или никогда. За последние полгода количество тех, кто начал постоянно общаться на украинском, увеличилось до 64%. Иногда говорят по-украински 24%, редко или никогда – 12%. Чаще стали использовать украинские жители юга и востока, переселенцы. 19% украинцев с начала войны перешли на постоянное или чаще использование украинского языка. В целом с начала войны 41% русскоязычных и двуязычных начали чаще говорить по-украински, из них 24% - постоянно, 17% - чаще.
 
Наблюдается резкое понижение уровня потребления российского информационного контента среди украинцев.
 
Более 40% опрошенных вообще перестали смотреть российские сериалы, еще четверть раньше не смотрели и сейчас не смотрят. В общей сложности почти 70% не смотрели российские сериалы за последние полгода и эта цифра выросла втрое. Только 15% продолжают смотреть российские сериалы по-прежнему.
 
Более 40% опрошенных вообще перестали слушать русскую музыку, еще 18% не слушали раньше и сейчас не слушают. В общей сложности почти 60% не слушали российскую музыку за последние полгода и эта цифра выросла почти в пять раз. Только четверть продолжают слушать русскую музыку по-прежнему.
 
До начала полномасштабного вторжения чаще других российские сериалы смотрели старшие опрошенные женщины, жители востока и юга. Музыку слушали молодежь и представители среднего поколения, мужчины. Сегодня российские сериалы несколько чаще смотрят представители среднего поколения и женщины. А что касается музыки, то значительно отличаются в частоте потребления представители молодежи, среднего поколения и мужчин (треть в этих категориях продолжают слушать музыку российских исполнителей).
 
Исследование показало дальнейшее ухудшение отношения украинцев к жителям россии и Беларуси. 81% негативно относятся к россиянам (в апреле 2022 – 69%, в апреле 2021 – 41%), 14% – нейтрально, только 3% – положительно. К белорусам негативно относятся 52% (в апреле 2022 – 33%, в апреле 2021 – 4%), нейтрально – 34%, положительно – 10%.
 
К россиянам, проживающим в Украине, отношение преимущественно нейтральное (42%). Положительно относятся к ним 22%, отрицательно – 29%. К русскоязычным украинцам отношение преимущественно положительное (51%) или нейтральное (31%), отрицательное – всего 14%. В целом, в результате войны отношение к русскоязычным украинцам улучшилось с 37% (апрель 2021) до 51% (август 2022), хотя за четыре последних месяца уровень позывного отношения несколько снизился в пользу нейтрального, при отсутствии роста негатива. 
 
Продолжает ухудшаться отношение жителей оккупированного Крыма и особенно жителей т.н. «Л/ДНР». К жителям оккупированного Крыма положительно относятся 22%, отрицательно – 23%, нейтрально – 45%. (в апреле положительно относились 41%, отрицательно – 14%, нейтрально – 40%). К жителям т.н. ДНР/ЛНР положительно относятся только 14%, отрицательно – 47%, нейтрально – 32% (в апреле 2022 – положительно относились – 27%, отрицательно – 31%, нейтрально – 37%).
 
Наблюдается определенное "смягчение" в вопросе оценки необходимого времени на примирение украинцев с россиянами. Если в апреле 2022 года (опрос производился после освобождения Киевщины от российских захватчиков) две трети говорили, что примирение невозможно, то в августе таких респондентов около половины. Треть считают, что возобновить отношения удастся через 20-30 лет, 14% считают, что это произойдет через 10-15 лет, и только 5% считают это возможным через несколько лет. Более склонны к «примирению» в относительно более близкой временной перспективе старшие опрошенные, жители востока и юга, и русскоязычные.
 
Ценностная шкала украинцев в условиях войны претерпела незначительные изменения. В целом наблюдается динамика в сторону ценностей самоопределения и открытости к изменениям. Традиционно доминируют универсализм и доброта. На высоком уровне остались конформность и в противоположность ей самостоятельность. Также значимы ценности безопасности и традиционности. Меньше, как и в прошлом году украинцы ценят богатство. За год несколько выросли значения ценности традиционности, гедонизма, стимуляции и особенно самостоятельности.
 
Традиционно ценности самостоятельности, богатства и гедонизма присущи больше молодежи. В противоположность им в средней и особенно в старших возрастах более склонны к консервативным ценностям (традиционности и конформизма). Однако такие ценности как самостоятельность, универсализм, доброта, безопасность и достижения присущи представителям всех возрастных категорий. Если для мужчин значительно выше ценности стимуляции, достижения и богатства (власти), то для женщин – безопасности, традиционности, конформизма, универсализма и доброты.
 
Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики Украины. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 1000 респондентов . Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing – телефонные интервью с использованием компьютера. На основе случайной выборки мобильных телефонных номеров). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 3,1%. Сроки проведения: 17-18 августа 2022

Смотреть
презентацию

Вы можете посмотеть презентацию
on-line или скачть ее полную версию
себе на компьютер

Скачать полную версию

Другие исследования: