Язык сайта :

Ua Ru En
logo
Восемнадцатый общенациональный опрос: Психологические маркеры войны (8-9 октября 2022)

Восемнадцатый общенациональный опрос: Психологические маркеры войны (8-9 октября 2022)

Дата публикации: 17.10.2022 Напечатать Полная версия

 В рамках восемнадцатой волны проекта "Украина в условиях войны" Социологической группой "Рейтинг" было проведено очередное исследование психологических маркеров: уровней жизнестойкости, психологического истощения и стратегии поведения потребителей.

 
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН
• Несколько выросло количество респондентов, которые вынуждены были покинуть место постоянного проживания с 24 февраля 2022 года. Рост происходит за счет роста количества внутри перемещенных лиц из восточных и южных регионов.
 
• 85% опрошенных выражают намерение вернуться домой: 21% – в ближайшее время, 19% – хотят вернуться, но подождут, 45% – вернутся, но после окончания войны. Только 6% отметили, что уже не вернутся домой. По сравнению с июлем э.г. возросло количество тех, кто планирует возвращаться немедленно, и уменьшилось тех, кто вернется после войны, или вообще не вернется.
 
• Продолжается постепенное возвращение граждан в места работы. Сегодня 38% работавших до войны вернулись на свои рабочие места в обычном режиме, 18% – работают дистанционно, 7% – нашли новое место работы. Несмотря на это, треть таких опрошенных до сих пор не работает. Больше всего среди самых молодых и старших опрошенных, женщин, жителей востока. В этом опросе впервые зафиксированы положительные тенденции с возвращением на работу среди жителей юга и востока. В то же время следует иметь в виду, что региональная идентификация проходит по месту жительства до 24 февраля 2022 года.
 
 
УРОВЕНЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
• Украинцы на восьмом месяце войны в дальнейшем демонстрируют хороший уровень жизнестойкости (3.9 из 5). Составляющие этого показателя: психологическая устойчивость (3.9) и поддержка физического здоровья (3.7) – не претерпели существенных изменений по сравнению с июнем.
 
• Относительно высокий показатель психологической устойчивости обеспечивается в первую очередь интересом к происходящему вокруг (4.5), планами на будущее (4.2), нормальным питанием (4.2), отсутствием сожаления о прошлом (4.1) и уверенностью в своих решениях (4.0).
 
• Больше всего сегодня украинцы страдают от усталости (только 34% ее не чувствуют) и недостатка полноценного сна (только 47% имеют полноценный сон). Такие реакции организма естественны для стресса и при этом достаточно изнурительны. Несмотря на это, другие эмоциональные и моральные показатели граждан в лучшем состоянии.
 
• С апреля наблюдается снижение показателей нормального питания, в то же время растут показатели полноценного сна. Это позволяет держать относительный баланс поддержки физического здоровья.
 
• Женщины имеют более низкий уровень жизнестойкости, чем мужчины. Относительно более низкий уровень жизнестойкости фиксируется у самых молодых и старших. Наличие работы положительно влияет на жизнестойкость: работающие полноценно или частично чувствуют себя лучше, чем те, кто не работают, потому что работа (занятость, коллектив) и зарплата закрывают базовую потребность в безопасности и принадлежности к сообществу. Также более высокий уровень жизнестойкости наблюдается среди тех, кто имеет родственников, которые сегодня воюют.
 
• В региональном разрезе в данном исследовании не наблюдается существенных отличий по интегральному показателю. В то же время заметен существенный разрыв между индексом физического здоровья (относительно более низкий уровень) и психологической устойчивости (относительно более высокий уровень) у жителей юга.
 
• Во всех категориях опрошенных психологическая жизнестойкость (3.9) выше показателей физического состояния (3.7). Как и в предыдущем исследовании, подтверждается гипотеза о том, что война физически истощила больше, а психологическая выносливость пока остается относительно устойчивой.
 
• Динамика индекса жизнестойкости несколько улучшилась. У украинцев, несмотря на восьмой месяц войны, все еще хватает физических и моральных сил жить в сложных условиях, работать, помогать, воевать.
 
 
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИСТОЩЕНИЯ
• Динамика исследования эмоциональных состояний за период с марта по октябрь 2022 г. показывает, что изменения в повседневной оценке собственного эмоционального напряжения в дальнейшем незначительны. Пик напряжения наблюдался в начале апреля 2022 (3.5), в июне наблюдалось постепенное снижение уровня стрессового состояния (3.3), в октябре – фиксацию на том же уровне (3.3).
 
• В спокойном и спокойном состоянии находятся 24% украинцев. В напряженном и очень напряженном – 40% – это относительно невысокий показатель для военного времени. Напряженность растет с возрастом, так как вероятно сужаются возможности позаботиться о себе, материальных и других ресурсах. Также она чаще присуща женщинам (вероятно из-за более высокой чувствительности и необходимости заботиться не только о себе, а о детях) и лицам, которые меняли место жительства – необходимость адаптации к новому месту, ситуация неопределенности, изменение привычных условий жизни значительно повышают стресс.
 
• Индекс психологического истощения все еще достаточно умерен (2.0). В динамике с апреля по октябрь 2022 года он не изменился, кроме в показателе доверия к людям (снизилась). Увеличилось число тех, кто считает, что людям нельзя доверять, и думает о том, что со мной может произойти что-то плохое. Последнее, вероятно, связано с новостями о разрушениях и погибших, и с осознанием, что мало осталось тех, кого это хотя бы косвенно не коснулось.
 
• Индекс психологического истощения продолжает удерживаться за счет относительно более высокого уровня недоверия к другим (2,7) и печальному настроению (2.6). Однако украинцы не чувствуют себя «мертвыми» внутри (1.6) и все еще могут положиться на себя (1.4). Также большинство не чувствует себя слабыми, а окружающий мир не воспринимается враждебным и опасным. С апреля наблюдается уменьшение показателей «печального» настроения, в то же время рост недоверия к другим и уныния в возможность положиться на себя.
 
• Наиболее истощенными чувствуют себя респонденты младшего и старшего возраста, женщины, жители с востока и запада страны, те, кто не работает или на пенсии, изменили свое место жительства, а также имеющие родственников на войне.
 
• Мониторинг эмоциональных состояний, уровня жизнестойкости и психологического истощения с марта года по октябрь 2022 показал, что в целом украинцы смогли удержать и стабилизировать свое психологическое и эмоциональное состояние, приобрести достаточную компетентность в преодолении стрессовых событий военной жизни. Группами риска остаются молодые, люди постарше, женщины и те, кто потерял работу.
 
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
• Чаще всего респонденты принимают решение о покупке продуктов и товаров исходя из соответствия цены и качества (42%). По 29% руководствуются тем, что регулярно покупают одни и те же товары (стратегия регулярного потребления) или из-за возможности купить их дешевле (стратегия минимизации затрат). 20% покупают, потому что покупка доставляет удовольствие (гедонисты), 13% – покупают товары наилучшего качества (перфекционисты). Только 4% отметили, что покупают товары импульсивно (стратегия импульсивного потребления), 2% – потому, что товар является новинкой (потребление новинок). Соответствие цены и качества, регулярность покупки присущи младшему и среднему поколению, которые руководствуются рациональным подходом к расходам. Покупка по более низкой цене – старшему, поскольку у них чаще более низкие доходы и они вынуждены экономить. Молодежь также относительно чаще покупает товары, поэтому еще это доставляет удовольствие или же руководствуясь показателем качества – это соответствует ценностям молодого поколения, которые являются большими гедонистами и перфекционистами. Регулярность и мотив «дешевизны» преобладает у женщин, соответствие цене и качеству, особенно лучшему – мужчинам. Следовательно, женщины имеют более рациональные стратегии, а мужчины – эмоциональные, хотя обычно ориентацию на эмоции приписывают женщинам, однако у женщин обычно доходы ниже, чем у мужчин.
 
• Результаты кластерного анализа стратегии поведения потребителей позволили разделить потребителей на следующие группы: гедонисты (38%), рационалисты (24%), традиционалисты (21%) и экономные (19%). «Гедонисты» - выбирают товары наилучшего качества, покупают то, что по цене отвечает качеству и доставляет удовольствие – преобладают в категории молодежи, среди мужчин и тех, кто работает (соответственно имеет более высокие доходы). Рационалистов, которые покупают дешевле и когда есть хорошее соотношение цена – качество, их больше среди представителей среднего поколения, мужчин, работающих, а также пенсионеров. «Традиционалистов», которые покупают одни и те же товары в соотношении «цена – качество», их больше среди молодежи и работающих. «Экономных», которые покупают дешевле и одно и то же – больше среди старших, женщин (их больше среди старейшей категории) и безработных и тех, кто на пенсии. В целом это хорошие, адекватные стратегии развитых обществ с неплохими экономическими показателями.
 
 
Аудитория: население Украины в возрасте от 18 лет и старше во всех областях, кроме временно оккупированных территорий Крыма и Донбасса, а также территорий, где на момент опроса отсутствует украинская мобильная связь. Результаты взвешены с использованием актуальных данных Государственной службы статистики Украины. Выборка репрезентативна по возрасту, полу и типу поселения. Выборочная совокупность: 1000 респондентов. Метод опроса: CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing – телефонные интервью с использованием компьютера. На основе случайной выборки мобильных телефонных номеров). Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 3,1%. Сроки проведения: 8-9 октября 2022
 
По вопросам комментирования результатов этого исследования просим обращаться к директору исследовательской лаборатории «Рейтинг Лаб», доктору психологических наук, профессору Марианне Ткалич. Тел.: +38 (050) 322-09-25 (WhatsApp, Signal),
e-mail: tkalych@ratinggroup.ua

Смотреть
презентацию

Вы можете посмотеть презентацию
on-line или скачть ее полную версию
себе на компьютер

Скачать полную версию

Другие исследования: